Однажды один очень мудрый человек сказал мне, что красота человеческая не зависит от черт лица и длины волос. Она кроется в глазах, в словах, в походке, в осанке. С этим нельзя родиться. Человеческую красоту человек получает как награду за шишки, набитые им в жизни, за страдания, за боль от смерти близких, за взлеты и падения.

Русские люди
   

Николай Гетьман
Королёв

…Живу я в городе Лосино-Петровский Московской области. Занимаюсь резьбой по дереву, художник по дереву тридцать лет. Льдом где-то лет десять, песком – лет пять, наверное. Песчаная скульптура, изо льда – моя основная деятельность как художника. Иногда ездим на конкурсы, которые проходят в России и за границей.

…В 14 лет я поступил в художественное училище под Сергиевым Посадом, село Богородское. Три года там учился, у меня был мастер хороший – Балаев Иван Федорович. Там интересное место, интересные люди, полдеревни занимается резьбой по дереву. Там были хорошие учителя. Все банально: я учился очень плохо. В «Комсомольской правде» увидел фотографии этого училища, работ учеников этого училища и приехал посмотреть. Посмотрел в музее, меня это за душу тронуло, и я захотел научиться так же уметь делать вещи. Видно это мое, потому что это любимая моя работа, чувствую себя профессионалом.

…Ориентируюсь, как артист, на людей. Если происходит, например, конкурс, за пять дней нужно сделать скульптуру, все происходит быстро. И люди смотрят как на зрелище, шоу, им это интересно, как вдруг из-под руки мастера стружки, стружки, пыль, а потом появляется что-то необычное.

…Год назад мы делали памятный крест на месте, где будет строиться храм в городе Архангельске. Он был три с половиной метра. А так обычно два с половиной, два метра - самая большая скульптура. Изо льда мы делали пять с половиной метров в Финляндии - там был конкурс по льду. Вдвоем сделали скульптуру за три дня, первое место получили как раз. В этом году в Южной Корее мы делали скульптуру из снега шестиметровую.

...Дело в том, что то поколение, даже то, которое меня обучило, этих людей уже нет. Человека нет, информации и методики тоже уходят. Их возрождают, да, но промыслы в принципе в упадке у нас в России. Появятся ученики, ну слава богу. А нет - так нет. Государство в этом плане слабовато продвигает эту программу. Поддержка, например, за границей: если человек несет в себе информацию об этом промысле, государство даже дотацию делает, платит ему деньги только для того, чтобы он это сохранял в самом себе, обучал других, поддерживал свое дело, выставлялся в год раз пять на выставках. Он этим живет, трудится именно в этой стезе. У нас гораздо все по-другому: мы выживаем, будем так говорить. Ну делаешь ты для выставки творческие вещи, а голова забита зарабатыванием на хлеб, на жизнь, думаешь, как заработать деньги. Поэтому совмещать это трудно и часто выбивает из колеи. Хочешь сделать что-то красивое, и в то же время голова занята, как заработать деньги. Я например с удовольствием вел бы кружок или клуб, связанный с резьбой по дереву, чтобы обучить там детей. Потому что когда ты обучаешь других, самое интересное, ты сам растешь как мастер, как художник. Даже ребенок свою идею когда приносит, в его идее что-то новое можно увидеть. Учитель, который его обучал, он тоже это запоминает, появляются новые идеи.

© AKSENOVA.RU 2006
Персональный сайт Марии Аксёновой  |  Интернет-журнал Марии Аксёновой