Однажды один очень мудрый человек сказал мне, что красота человеческая не зависит от черт лица и длины волос. Она кроется в глазах, в словах, в походке, в осанке. С этим нельзя родиться. Человеческую красоту человек получает как награду за шишки, набитые им в жизни, за страдания, за боль от смерти близких, за взлеты и падения.

Русские люди
   

Агеев Геннадий Васильевич.
Пушкино

...Когда-то давным-давно я работал в «РосМонументИскусстве», то есть был художник-монументалист, заработки неплохие были, стольник лежал в кармане только так. Но постепенно, когда началась перестройка, на поверку вышло, что это стало просто никому не нужно. И монументалка как-то тихо-тихо ушла. Сейчас, правда, появляются новые направления, какие-то росписи стали делать монументальные, то есть это все постепенно, потихонечку возвращается.

... Впервые, я помню, я нагрел железку в муфельной печке, для того, чтобы придать ей какую-то форму. Собственно говоря, с этого все и началось.

...Но самое интересное то, что металл, когда нагрет, обладает удивительным свойством: становится очень мягким. Любая, даже самая хрупкая девушка может взять пассатижи и согнуть из него что угодно. Когда он остынет и затвердеет, она даже не сможет просто тоненькую часть отогнуть. То есть вот на этом и построена вся ковка: пластичность металла в нагретом состоянии.

...Есть еще одна особенность, мы несколько раз выступали на показательных ковках в разных местах, здесь возникает такая интересная вещь: люди завораживающе смотрят на нагретое железо. Всегда толпа плотно нас обступала. Потом, это работа уникальна тем, что очень мало мастеров у нас в России. Как бывший член правления Союза кузнецов, могу сказать, что в Москве и в областях (Владимирская и прочие наши области) всего было зарегистрировано порядка двухсот сорока художников-мастеров.

...Нельзя сказать, кто лучше, кто хуже, потому что я бывал, к примеру в Болгарии, там вообще не развит этот вид искусства, а, к примеру, если взять ту же Польшу, которая совсем рядышком с нами, там громадное количество кузнецов, работающих в оформлении. Просто мы делаем разные вещи, по-разному мыслим, даже заказы разные: кому-то нужно дворец оформить, а кому-то достаточно калиточку в доме, которая, может быть, более ценная, чем ворота в этом дворце. Проводить параллели нельзя.

...Но мастера – они везде мастера. А рабочие – они везде рабочие. То есть кузнец – это, в общем-то, рабочий, хоть он и художник, хоть он и пытается что-то  рисовать, изобретать, но все равно это рабочий. Это руки кузнеца. И как бы он ни тужился, ни отмывал их, все равно это будет.

...Первое - горнило пока растапливают, ты с грязным углем сталкиваешься. Второе - пока уголь разгорается, начинается следующий этап, самый страшный: идет угарный газ, вся эта копоть, грязь, которой ты дышишь. Третье – пока ты работаешь, ты постоянно этого угарного газа хлебаешь так, что аж голова кружится.  Если посмотреть на легкие кузнеца - ой, лучше не смотреть.

...Кузнечное искусство как было ручным, так и останется. Мы можем что-то совершенствовать, молот придумать, который облегчит силу удара, но всегда, испокон веков любые вещи создавались руками. Кузнец не делает тиражное производство, мы делаем штучные вещи.

...Металлургия – одна из древнейших профессий, всегда брали руду, плавили. Самое удивительное то, что в кузнечном мастерстве используются материалы чем хуже, тем лучше. Если взять, к примеру, стали, в которых присутствует достаточно большое количество углерода, то эти стали очень прочные, очень хрупкие и так далее. Чугун очень хрупкий, по нему один раз ударь, и он просто рассыплется в труху, и все.

... Если какой-то красивый антикварный столик, он нравится всем. Но чтобы его сделать, надо приложить много труда. Поэтому искусство, если оно именно искусство, а не какой-то кич, оно нравится всем без исключения.

© AKSENOVA.RU 2006
Персональный сайт Марии Аксёновой  |  Интернет-журнал Марии Аксёновой