Однажды один очень мудрый
человек сказал мне, что красота человеческая не
зависит от черт лица и длины волос. Она кроется в
глазах, в словах, в походке, в осанке. С этим
нельзя родиться. Человеческую красоту человек
получает как награду за шишки, набитые им в жизни,
за страдания, за боль от смерти близких, за взлеты
и падения.
Русские люди
Агеев Геннадий Васильевич.
Пушкино
...Когда-то давным-давно я работал в «РосМонументИскусстве»,
то есть был художник-монументалист, заработки неплохие были, стольник лежал в
кармане только так. Но постепенно, когда началась перестройка, на поверку вышло,
что это стало просто никому не нужно. И монументалка как-то тихо-тихо ушла.
Сейчас, правда, появляются новые направления, какие-то росписи стали делать
монументальные, то есть это все постепенно, потихонечку возвращается.
... Впервые, я помню, я нагрел железку в муфельной печке, для того, чтобы
придать ей какую-то форму. Собственно говоря, с этого все и началось.
...Но самое интересное то, что металл, когда нагрет, обладает удивительным
свойством: становится очень мягким. Любая, даже самая хрупкая девушка может
взять пассатижи и согнуть из него что угодно. Когда он остынет и затвердеет, она
даже не сможет просто тоненькую часть отогнуть. То есть вот на этом и построена
вся ковка: пластичность металла в нагретом состоянии.
...Есть еще одна
особенность, мы несколько раз выступали на показательных ковках в разных местах,
здесь возникает такая интересная вещь: люди завораживающе смотрят на нагретое
железо. Всегда толпа плотно нас обступала. Потом, это работа уникальна тем, что
очень мало мастеров у нас в России. Как бывший член правления Союза кузнецов,
могу сказать, что в Москве и в областях (Владимирская и прочие наши области)
всего было зарегистрировано порядка двухсот сорока художников-мастеров.
...Нельзя сказать, кто лучше, кто хуже, потому что я бывал, к примеру в
Болгарии, там вообще не развит этот вид искусства, а, к примеру, если взять ту
же Польшу, которая совсем рядышком с нами, там громадное количество кузнецов,
работающих в оформлении. Просто мы делаем разные вещи, по-разному мыслим, даже
заказы разные: кому-то нужно дворец оформить, а кому-то достаточно калиточку в
доме, которая, может быть, более ценная, чем ворота в этом дворце. Проводить
параллели нельзя.
...Но мастера – они везде мастера. А рабочие – они везде рабочие. То есть
кузнец – это, в общем-то, рабочий, хоть он и художник, хоть он и пытается что-то
рисовать, изобретать, но все равно это рабочий. Это руки кузнеца. И как бы он ни
тужился, ни отмывал их, все равно это будет.
...Первое - горнило пока
растапливают, ты с грязным углем сталкиваешься. Второе - пока уголь разгорается,
начинается следующий этап, самый страшный: идет угарный газ, вся эта копоть,
грязь, которой ты дышишь. Третье – пока ты работаешь, ты постоянно этого
угарного газа хлебаешь так, что аж голова кружится. Если посмотреть на
легкие кузнеца - ой, лучше не смотреть.
...Кузнечное искусство как было ручным,
так и останется. Мы можем что-то совершенствовать, молот придумать, который
облегчит силу удара, но всегда, испокон веков любые вещи создавались руками.
Кузнец не делает тиражное производство, мы делаем штучные вещи.
...Металлургия – одна из древнейших профессий, всегда брали руду, плавили.
Самое удивительное то, что в кузнечном мастерстве используются материалы чем
хуже, тем лучше. Если взять, к примеру, стали, в которых присутствует достаточно
большое количество углерода, то эти стали очень прочные, очень хрупкие и так
далее. Чугун очень хрупкий, по нему один раз ударь, и он просто рассыплется в
труху, и все.
... Если какой-то красивый антикварный столик, он нравится всем.
Но чтобы его сделать, надо приложить много труда. Поэтому искусство, если оно
именно искусство, а не какой-то кич, оно нравится всем без исключения.